Размер:
AAA
Кернинг:
КK К K К  K
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Страницы истории

 
                              Из истории школы.

         История средней школы №1 начинается от женского училища, которое в 1858 году стало прогимназией. В 1911 году в декабре на собрании уполномоченных города решен вопрос о преобразовании женской прогимназии в гимназию. С 1912 года она стала именоваться женской гимназией.

                                                               

      Последняя начальница гимназии - Молодых Наталья Ивановна имела золотую медаль «За усердие». Жила она в домике во дворе гимназии. Ее похоронили в 1920 или 1921 г. в Киренске.
      В 1920 году женская гимназия переименована в школу II ступени (7 классов). Директором школы был назначен Плешанов Павел Никандрович.
    Состав учителей школы постоянно менялся.
    В 1926 году директором школы был Холод Петр Онуфриевич.
   1929 год... Именно в это время появляется приказ о создании первой в районе средней школы на базе девятилетки Водников и школы II ступени. 1 сентября 1930 года в новом здании на площади Свободы началась история нашей средней школы №1.

                                         

      Первым директором был назначен Кузаков Иван Васильевич.

Педагогический состав насчитывал 28 человек. Первый выпуск был сделан в 1932 году.  В 1933 году школа сгорела, при ее тушении погибли два учителя. После пожара коллективы учащихся и учителей разместились в зданиях других школ.                                            
          Ускоренными темпами началось строительство нового здания школы « на песках» по улице Декабристов №5 (левая половина нынешнего здания школы - интернат). Очень критиковали на страницах местной газеты директора школы Т.Разумову. В «Ленской правде» за август 1934 года было написано: « Средняя школа (новое здание) развивается слабо, печи еще не сложены, мебели нет, электрическое освещение в школу не проведено, средств нет, нужно 30000 рублей, топлива недостаточно и самый больной вопрос – педкадрами школа обеспечена на 20-25 %» .  Вскоре директором назначили Краус Юзефа ЮльевичаЕсть фотография 1933 года, сохраненная Протасовой Кларой Гавриловной

                                                            

I ряд: 1. Власов Иван Матвеевич – учитель труда
           2. Черкашина Валентина Ивановна – учитель биологии
          3.Унжаков Иннокентий Александрович –
II ряд: 1. Кудреватых Федор Алексеевич – учитель физкультуры
            2. Кунсфельд Рудольф Вильгельмович - учитель немецкого языка
            3.Протасов Гавриил Иннокентьевич – учитель черчения, рисования
            4. Кузаков Иван Васильевич – директор школы - учитель истории и обществоведения
           5. Марков Иван Алексеевич – учитель физики
            6. Моролева Евдокия Михайловна – уч. русского языка и литературы
III ряд: 1.Шелковникова Мария Сергеевна - учитель истории
              2.Арбатская Тина Васильевна - учитель математики
             3.Касаткин Иван Григорьевич – учитель истории
             4.
             5.Дмитриев Осип                       - учитель труда

   1 сентября 1935 года школа открыла свои двери.

                                                           

           В 1938, 1939, 1940 годах состоялись первые выпуски учащихся средней школы этого здания. В «Ленской правде» за 8 апреля 1939 года была заметка: «Городской Совет депутатов трудящихся приступил к строительству средней школы по Коммунистической улице. Школа будет двухэтажной на 400 мест. Сейчас производится заготовка к закладке фундамента. Строительство школы будет закончено к началу 1940-1941 учебного года». В 1941г. директором был назначен Кузнецов Александр Алексеевич.

          В военное время строительство школы шло с большими перерывами. В 1942-м году начальником строительства школы был назначен Мельников Александр Дмитриевич , а в 1944 году новую школу на площади Свободы ( в настоящее время на этом месте располагается здание районной администрации) принимает Бурков Иван Александрович.

                                                      

         6 ноября 1966 года здание школы №1 сгорело вторично, все оборудование успели спасти. На 20 ноября 1966 года был назначен воскресник по уборке территории. После пожара школу разместили в здании 8-летней школы № 2, директором назначили Лебедеву Викторию ПетровнуВ этом здании, по адресу улица Коммунистическая, дом 4, школа работает в настоящее время.
         В 2007 году к нашей школе присоединили базовую школу Киренского педучилища.

                                                           

Летом 2012 года школу поставили на капитальный ремонт, а зимой 2013 школа заработала в привычном режиме в обновленном здании.
                                                                                                                                                     
                                                   

                                          



                                                 Школьный музей.

                                           Хорошо, что в школах есть музеи.
                                           Значит, нить времен не прервалась.
                                           Значит, вместе все-таки сумеем
                                          С прошлым удержать незримо связь..

        Музей нашей школы имеет историю в несколько десятков лет. Официально он был открыт 4 марта 1972 года. Много для накопления архивного фонда сделали учителя истории Маркова Клавдия Григорьевна, Дубасова Зоя Сергеевна, Тирский Виталий Николаевич, Корзенникова Наталья Федоровна. Плодотворно долгие годы занималась краеведческой работой учитель математики Арбатская Елизавета Захаровна. Продолжает начатое дело, руководитель школьного музея учитель истории и обществознания Иванова Татьяна Георгиевна.

                              

А как все начиналось...
1967 год. Прозвенел звонок с урока, но не торопится домой учитель истории Тирский Виталий Николаевич.

                                              

          Под его руководством открывается в школе исторический кружок по изучению наследия родного края – это бесконечные поиски и находки, которые приносят радость открытия не только учителю, но и его ученикам. Краевед ездит по району, с увлечением собирает экспонаты для будущего музея. Находятся люди, которые помогают в этом. Так летом 1970 года начальник Киренского технического участка пути Николай Сидорович Дудко выделил краеведческой группе теплоход «Гриф». От деревни к деревне верхнего подрайона проплыли школьники, собирая бесценный материал. Всю выставочную мебель собрали плотники и столяры техучастка во главе с Геннадием Ивановичем Федуловым.  А в деревни нижнего подрайона экспедиция прошла на полуглиссере.
         23 июля 1970 года газета « Ленские зори» писала : «Начат сбор экспонатов для районного историко-краеведческого музея. Работу эту возглавляет на общественных началах историк средней школы №1 В.Н.Тирский».
        Но мало собрать и хранить материал, надо паспортизировать и обработать экспонаты. Летом 1971 года не прекращалась работа Совета музея. В него входили: Георгий Чудинов – председатель Совета музея; Сергей Нетесов – заместитель; Альбина Чагина – хранительница фондов; Андрей Романов - оформитель; Елена Соколова и Ольга Попова – занимались обработкой и паспортизацией материала. Лидия Добрынина, Люба Кожевникова, Таня Олонцева, Оля Докучаева, Игорь Соколовский, Сергей Ярыгин и Галя Ганшевская вдохнули вторую жизнь в найденные экспонаты: почистили, обработали сотни различных предметов. Общими усилиями все оформление было закончено в кратчайшие сроки к осени 1971 года.
         В субботу, 4 марта 1972 года , к 50-летию СССР, прошло торжественное открытие музея по адресу: ул. Каландаришвили дом 3 (бывшая сторожка церковного сторожа) . Это небольшое здание, ныне трапезная, принадлежит храму Спаса Нерукотворного образа. Многие киренчане посетили музей, оставив положительные отзывы: «Киренский музей мне очень понравился. Особенно мне понравились ружья, значки, ордена и медали, бивень мамонта и охотник. Ученик третьего класса школы №7 Вова Сафонов. 1972 г.»
         И в музей стали поступать интересные экспонаты. Хотелось бы вспомнить тех людей, пополнивших фонд музея, не равнодушных к истории нашего края. Горновичек из черемухового лыка был сделан руками политссыльного Самарина в Чечуйске; модель сохи –работа плотника строительного участка Тимофея Тимофеевича Тарасова; кандалы передал музею учитель истории из с. Алымовки Степан Лаврентьевич Рукавишников. Житель деревни Тира Александр Борисович Тирский подарил музею предметы крестьянского обихода. Берданку передал Георгий Степанович Скрипин – механизатор совхоза «Киренский». С этим оружием его отец сражался в отряде красногвардейцев против банд полковника Красильникова. Вместе с берданкой он сдал целую коллекцию предметов охотничьего снаряжения, несколько старинных ружей: фамильных и собранных им самим.
       Жена политссыльного У.К.Карицкого – Аграфена Борисовна, подарила музею портрет мужа, написанный художником Г.А.Кузнецовым, орден Ленина, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
    Виктор Петрович Карелин, охотовед из Верхней Карелиной, нашел в тайге стоянку древнего человека и передал для музея гладко отполированный нефритовый скребок. Знамя политкаторжан хранилось на складе Дома пионеров. Алюминиевую ложку принесла в музей Вера Ивановна Кузнецова. Ее дядя Иван Ефремович Арбатский прошел с этой ложкой две войны.
     Из Новосибирска Владимир Иванович Харчистов, отец Героя Советского Союза В.В.Харчистова, подарил музею своё удостоверение политссыльного № 1002 и награду – орден «Знак Почета».
     В начале 80-х годов с помощью комсомольцев Киренска провели капитальный ремонт здания музея, подновили витрины, побелили фасад. Особенно много времени проводили в музее ребята, выпускники 1987 года, много было желающих проводить экскурсии.

                                

             Прошли годы. Менялись руководители музея, менялась и политика государства. В конце 80-х годов здание музея отдали церкви, а для музея места не нашли. И снова, как и в 50-е годы, многие экспонаты были утрачены, вывезены за пределы района. К концу 90-х годов, оставшиеся экспонаты разместили в одном из кабинетов первой школы. Усилиями учителей истории и педагога - организатора Никифоровой Валентины Владимировны  восстановили музей.
             
                           


В 2003 году музей получил Свидетельство о присвоении звания « Школьный музей»

                                                                        

            В 2012 году школу закрыли на капитальный ремонт, музей на временное проживание принял районный краеведческий музей.   В настоящее время школьный музей находится в одном из залов Киренского историко-краеведческого музея.

                   

             Учащиеся разных выпусков собирали, изучали и предоставляли материал для музея. Исследовательские работы: Игнатьевой Валерии, Холиной Анастасии и Пичуевой Анастасии о репрессиях в учительской среде; Орловой Екатерины, Ким Юлии по истории ГТО, Кустовой Нюргуяны о выпускнике школы, первом директоре спортивной школы Маркове Михаиле Петровиче; Полдушова Тимофея о учителе НВП первой школы Фетисове Иване Перфильевиче; Ласточкиной Анастасии о выпуске 1995 года.                                                 
           Плодотворно работали по сбору материала и открытию экспозиции музея в районном музее выпускники 2017 года: Сивокина Ирина, Карезин Дмитрий, Березовская Юлия и др. Большую помощь в сборе материала оказала работник архива и наша выпускница Рукавишникова Наталья Николаевна. Работники районного краеведческого музея всеми силами помогали открытию экспозиции первой школы.
          Сегодняшний день школьного музея насыщен событиями. Мы проводим экскурсии по темам: «История зданий средней школы №1», «Учительские династии», «Медалисты нашей школы», «Выпуск 1941 года», «Выпуски разных лет», «Годы репрессий», «Ими гордится школа»,  «Школьные годы чудесные», «Учителя разных лет» и др. Каждый выпуск работает над пополнением музейного фонда. Ребята, которые приходят на классные часы, оставляют свои впечатления об увиденном и услышанном в Книге отзывов и школьных сочинениях.

                                   В школьном музее всегда посетители –
                                   Каждый найдет себе что-то важное –
                                   Школьники, учителя и родители,
                                   Все объясним и покажем здесь каждому.


                                                   



Репрессии 30-х  годов.

Они взывают к нам, пока живущим,
И, кажется, мы слышим этот глас:
«Родимые, добрее станьте, лучше,
Зажгите свечи, помяните нас».

              30-е годы оставили особый след в истории нашей страны. Цинично и страшно звучали слова наркома Ежова о том, что население страны делится на три категории: заключенные, подследственные и подозреваемые. Террор охватывал без разбора все республики и все регионы.  Коснулся он и нашего города, нашей первой школы. Начались репрессии  в учительской среде. Среди учителей оказались:

Рябушкин Петр Александрович

                             

             1896 года рождения, уроженец г. Киренска, (жил на улице Логовой (ныне Комарова) д.1, из мещан, беспартийный, образование – 3-х годичные педкурсы, педстаж 26 лет. В 1915 году окончил школу прапорщиков  (служил в царской и белой армии), был завучем,  на момент ареста преподаватель химии. Женат, имел двух дочерей ( Жанну и Эвелину).  Арестован 11.02.1938г. как участник контрреволюционной белогвардейской повстанческой организации. Подвергнут расстрелу 31.10.1938 г. в г. Иркутске. Архивное дело 7504.

Кунсфельд (по паспорту Кунстфельд) Ксения Всеволодовна

    1891 г.р., киренчанка,( жила на ул.Советской д.10), русская, беспартийная, образование среднее, преподаватель немецкого языка. Арестована 12.07.38г по обвинению в измене Родины в форме шпионажа (ст.58, п.1 «а» УК РСФСР).  Подвергнута  расстрелу с конфискацией имущества 02.11.38г. реабилитирована 30.11.1956 г. Архивное дело 4066

Кунсфельд Рудольф Вильгельмович


      1892 г.р., уроженец г. Швегердорф - Мюглиц (Чехославакия), немец, беспартийный, образование высшее, преподаватель немецкого языка. Сменил подданство на советское. Арестован 21.06.38г. по обвинению за измену Родине в форме шпионажа (ст.58- 6). Осудивший орган: тройка при УНКВД Иркутской области. Подвергнут расстрелу с конфискацией имущества. Дата смерти 02.11.38г в г. Иркутске. Реабилитирован 21.12.1956г. Архивное дело 4065.

   Протасов Гавриил Иннокентьевич  


       1900г. рождения, киренчанин, образование среднее педагогическое, беспартийный, учитель черчения, рисования и труда. Арестован  12 августа 1938 года по обвинению в измене Родине в форме шпионажа (58 -6). Постановлением тройки УНКВД Иркутской области от 09.10.38 года по ст. 58-1а. Подвергнут расстрелу с конфискацией имущества. Дата смерти 19.10.1938 года в г. Киренске.  Реабилитирован 28.11.1958г. Архивное дело 7824.

  Холод Петр Онуфриевич



        1880 г. рождения, уроженец села Петриковка Екатеринославской губернии, из крестьян, беспартийный, образование среднее, преподаватель математики. Жил в Киренске на ул. Коммунистической д.20. Арестован 14.07.1938г. по статье 58- 2,7,9,11 как участник контрреволюционной белогвардейско-диверсионной вредительской организации. Приговор: 10 лет лишения свободы, отбывал наказание в Севвостлаге г. Магадан.  Умер 14.12.1938 года в заключении. Реабилитирован 10.09.1955г. Архивное дело 5280.

Власов Иван Матвеевич

           (1898 -1938 гг.) родился в деревне Чугуево, Киренского р-на. Учитель труда и математики. Репрессирован в 1938 г. по статье 58- 7,9,11. Расстрелян 3 июля 1938 года в Киренске. Реабилитирован 29 марта 1957г. определением Военного трибунала ЗабВо. Архивное дело 5169. В здании местного отделения НКВД по улице Советской д.46 было обнаружено 83 трупа, среди которых был Власов Иван Матвеевич, также крестьян, бухгалтеров и многих других необоснованно обвинили в контрреволюционной деятельности. Останки захоронены на Хабаровском кладбище.

                                 Краус Юзеф Юльевич                                         

                                                            

          Уроженец г. Надвагома (Словакия) директор школы. Арестован 23 окт.1937, как политэмигрант. Венгр. Осудивший орган: Комиссия НКВД СССР и Прокуратура СССР. Дата расстрела 17 октября 1938 года. Место смерти: г. Иркутск. Статья 58, п.1 «а» УК РСФСР.   Реабилитирован 12 декабря 1958 года. Архивное дело 7820.

Осипов Лев Павлович

          1907 г.р. – уроженец Кирова; беспартийный. Образование 9 классов, работал учителем истории. Арестован 21 августа 1938 года. Приговор: 10 лет ИТЛ. Дата реабилитации 8 июля 1954 года. Архивное дело 12.

Голубев – учитель пения, арестован. Судьба его неизвестна. Нет в базе данных.

Дорошенко Петр Прокопьевич

Учитель черчения, арестован за сотрудничество с немецкой разведкой. Реабилитирован посмертно в 1958г. Нет в базе данных.

Калашников Михаил Николаевич

          (1894 -1981гг). Начал работать в 20 лет. В нашей работал с 1930 года учителем географии. В августе 1938 года арестован и увезен в г.Иркутск, но в декабре этого же года полностью реабилитирован. Награжден орденом Ленина.

                                                                           

Трифонов Милентий Алексеевич ( учитель математики) – арестован, но отпущен.

После ареста в школах города не хватало учителей, поэтому в это тревожное время был срочный набор на шестимесячные учительские курсы, которые окончили выпускники средней школы №1 1938 года и стали учителями. После школы поехали учителями в деревни. Холод Елизавета Георгиевна поехала в д. Повороты, где ее ждали 30 учащихся. Михаил Арзамазов стал директором сельской школы. Володя Кобелев преподавал иностранный язык в нашей школе, Людмила Хорошева вела русский язык, Галина Бобошина вела математику в 8-летней школе п. Алексеевска. Николай Красноштанов работал учителем начальных классов в д. Коршуновой, Константин Ланг вел математику в своей родной школе. 
                                                                                                                                                                                                         

                                                                  10 класс, 1938 год

1 ряд: Владимир Кобелев (пропал без вести в 1941 г), Константин Ланг (пропал без вести 1943 г), Петр Корзенников, Николай Камалетдинов

2 ряд: Михаил Арзамазов(погиб в 1944 г.), Л. Курбатова(Холод), Людмила Хорошева, Мария Скрипина (Бархатова), Галина Бобошина (Вахрина)


                            Школа глазами методиста в 90-е годы прошлого века

         В истории страны были разные времена. Простому гражданину верилось, что Советский Союз будет существовать вечно. Всё поменялось в одночасье. Благодаря нашим политикам на рубеже 80-90-х годов XX столетия мы получили так называемую свободу. Особенно остро эти перемены испытали на себе люди старшего поколения. Разваливалась экономика большой страны. Это отразилось в том числе и на  армии,  и на здравоохранении, и на образовании. Люди теряли работу, работающие не получали месяцами зарплату, жить, как прежде, люди просто не могли. Многие теряли веру, опору в жизни. Менялась психология людей. Взрослые люди переключались на так называемый «вещизм», забывали об истоках. Люди уезжали за пределы страны. Учёные, учителя, врачи, люди творческих профессий вынуждены были заниматься челночеством, чтобы элементарно выжить. Безнаказанность процветала. Стал появляться жестокий рэкет, поджоги, бандитизм.                                                                          Очень быстро, в течение нескольких месяцев перестали существовать многолетние детско-юношеские организации «Пионерская» и «Комсомол». В советской школе, несмотря на некоторые недостатки, они были основой общественной деятельности младших и старших школьников. Правильно поставленная работа в этих организациях учила трудолюбию, состраданию, милосердию, формировала лидерские качества, сплачивала, воспитывала чувство патриотизма, любви к родному краю и Родине.             

         Как в такой сложной политической обстановке выживали школы в с сокращением финансирования государством, отсутствием помощи шефов, задержкой по нескольку месяцев заработной платы учителям? Выживали и семьи учеников, родители теряли работу.            Первая школа города Киренска не исключение. Как жила она в это трудное время? На рубеже 80-х – 90-х годов XX века стали уходить на заслуженный отдых учителя старой закалённой гвардии коллектива школы. Их ценили за профессионализм и компетентность. А какими благородными качествами обладали эти учителя! Нам посчастливилось работать рядом с ними. Бухарова Виктория Александровна, она по-доброму и профессионально помогала освоиться в коллективе вновь прибывшим учителям, очень тактично и умело подсказывала как найти подход к ученикам и родителям. Обладая глубокими научными знаниями, огромным опытом методической и исследовательской работы, охотно делилась с молодыми педагогами. Дертышникова Лия Матвеевна  своим спокойствием, интеллегентностью вселяла успех в каждого коллегу; от неё шло тёплое материнское отношение к молодёжи. Тамара Ивановна Дауркина – человек с большой буквы, мастер своего дела. Как она могла ненавязчиво, тактично вселить надежду отчаявшемуся, заставить поверить в себя. Вспоминая её доброе, уважительное отношение спустя многие годы возникает в душе чувство благодарности. Тамара Максимовна Карелина – это творческий «мотор» для молодых учителей, человек доброй открытой души. Прекрасный организатор, учитель учителей. Досуг учителей и учеников могла организовать так, что никто ни минуты не скучал. Анна Васильевна Медведева, как мама всегда вовремя почувствует настроение учителя и поддержит, подхвалит, подскажет, подбодрит. Римма Иннокентьевна Чудинова, Тамара Михайловна Потапова, Елизавета Захаровна Арбатская, Виргиниия Григорьевна Федосова - их внимание, доброжелательность, наставничество ощущали все  вновь прибывшие учителя в конце 80-х годов. Но постепенно костяк педагогов –профессионалов ушел на заслуженный отдых. В 90-е продолжали работать ветераны Фетисов Иван Перфильевич, учитель физической культуры, НВП и ОБЖ, Инёшина Людмила Васильевна, учитель немецкого языка.
Не смотря на обострившиеся финансовые и кадровые трудности, в школе в 90-е годы продолжали творчески работать грамотные, достойные, терпеливые, сильные духом учителя – опора своим ученикам и их родителям. Вся методическая работа в школе проводилась через деятельность методических объединений, руководителями которых были наиболее опытные с творческим подходом к обучению педагоги. Заместителями директора Тушминской Нэлей Александровной и Зуб Галиной Людвиговной  в системе проводились со всеми учителями обучающе-ознакомительные      семинары, на которых предлагались новые современные методы, приёмы и формы обучения школьников, такие как технология модульного обучения, работа в группах и в парах, ролевые игры, пресс-конференции, интегрированные уроки и др. Изучались и осваивались новые методы и формы опроса и усвоения учебного материала. Затем тема семинара выносилась на обсуждение и дальнейшее изучение и совершенствование на школьное методическое объединение, где вырабатывались методы преподавания, разрабатывались планы уроков, шёл активный обмен опытом. Свои наработки и наиболее эффективные приёмы учителя показывали во время взаимопосещения в методическом объединении. Каждое ШМО проводило тематические недели, мероприятиями которых были охвачены все учащиеся. Круглые столы, брейн-ринги, тематические вечера, внутрипредметные олимпиады, игры-путешествия, конкурсы чтецов, тематических стенгазет. Во второй половине учебного года завучи школы совместно с руководителями ШМО организовывали и проводили единый методический день. Суть его  заключалась в том, чтобы каждый учитель на открытом уроке показал наиболее результативные способы, освоенные и активно применяемые им в своей педагогической практике, а также смог посетить 3 – 4 открытых урока коллег. После этого на большом педсовете проводился подробный анализ посещённых уроков, отмечались наиболее удачные, результативные, эффективные методы; давались доброжелательные советы, вырабатывались рекомендации для дальнейшей работы. Каждый педагог показывал лучшие свои наработки, «изюминки», степень освоения новыми технологиями, методами и формами обучения, приобретёнными ими  и используемыми. Таким образом, цель методического дня в обмене опытом работы, в возможности увидеть качество преподавания учителя другой специализации и уровень знаний учащихся, сделать анализ собственного самообразования  и уровня преподавания своего предмета. Под руководством завучей школы и руководителей ШМО в течение  нескольких лет проводился единый общешкольный олимпиадный день, в котором принимали участие все учащиеся с 5 по 11 класс. Ребята решали письменные задания повышенной сложности, выходящие за рамки школьной программы по всем предметам, кроме физкультуры и ОБЖ. Несмотря на праздничную атмосферу, царящую в школе в этот день, учащиеся очень серьёзно относились к выполнению заданий. Работы оценивались в баллах в тот же день и на общешкольной линейке награждались победители. Детям прививался интерес к знаниям, науке, раскрывался потенциал ученика. Загорались «звёздочки». Их поощряли. Новые методы, используемые в работе, давали хорошие результаты, так как повышалось качество преподавания. В 90-е годы учащиеся сдавали переводные экзамены с пятого по десятый класс. Результаты качества знаний радовали. Многие выпускники успешно сдавали экзамены в ВУЗы и продолжали учёбу. За период с 1990 по 2005 год с золотой и серебряной медалью закончили школу 55 выпускников. В состав методического объединения начальных классов входили Хорошева Лилиана Павловна, Бушмагина Вера Васильевна, Докучаева Лидия Алексеевна, Бузмакова Римма Захаровна, Алексеева Валентина Ивановна и воспитатели группы продлённого дня Наумова Галина Дмитриевна и Ляпунова Наталья Иннокентьевна. Очень хорошо Лилианой Павловной Хорошевой была поставлена работа ШМО. Имея богатый опыт работы все учителя совершенствовали своё мастерство. Творческий подход к обучению учащихся, обмен опытом, самообразование, взаимопосещение уроков давало хорошие результаты. Учащиеся начальных классов, переходя в в 5 класс, подтверждали прочные знания, полученные в начальном звене. В первой четверти пятого класса обязательно проводился консилиум, на котором присутствовали учителя, работающие в 5-м классе и учителя начальных классов. Цель такого консилиума – более глубокое знакомство с каждым учеником, уровнем его развития, характером, психологическими особенностями, способностями, семейным положением. Вырабатывались рекомендации для успешной учёбы каждого ученика и работающего с ним учителя. Руководителями ШМО русоведов были  в разное время Чертовских Ольга Николаевна и Мозалевская Инна Владимировна. В состав объединения входили Глотова Татьяна Валерьевна, Шипицына Ольга Николаевна, Медведева Надежда Михайловна, Дядина Светлана Николаевна.  Они добивались высокого качества преподавания своих предметов. Это подтверждали результаты переводных и выпускных экзаменов, а также успехи на районных и областных олимпиадах. Учителя русского языка и литературы умели раскрывать таланты и развивать способности учеников. Много было побед на конкурсах чтецов, проводились тематические недели, вечера, посвящённые поэтам. А какие интересные, поучительные и душевные балы, посвящённые классикам литературы проводили они со своими учениками! Кулебякина Татьяна Николаевна, Пешкова Лидия Вениаминовна, Верхотурова Надежда Георгиевна, Карпова Валентина Степановна, Тушминский Анатолий Алексеевич, Супранкова Мария Васильевна входили в состав методического объединения математиков и физиков. Своим опытом работы эти учителя делились с коллегами не только в школе, но и  в городе и районе. Результаты качественного преподавания математики, физики и черчения подтверждались успехами школьников в предметных олимпиадах, переводных и выпускных экзаменах, при поступлении на технические факультеты ВУЗов страны. В состав школьного методического объединения историков входили Алиментьева Лидия Григорьевна, Рукавишникова Лариса Анатольевна и Иванова Татьяна Григорьевна. В 90-е годы менялись программы, учебники истории, появилось много информации, искажающей историю Советского периода. Историки умело преподносили учебный материал, сохраняя у учеников любовь к родному краю, к своей стране. Делились опытом на конференциях различного уровня, занимались сбором и систематизацией материала об истории школы, оформляли экспонаты школьного музея. Ежегодно проводились школьные краеведческие конференции. В состав методического объединения биологии, географии, химии в разные годы входили Попов Анатолий Николаевич, Попова Ольга В, Сафонова Ирина Семёновна, Тушминская Нэля Александровна, Петренко Ирина Геннадьевна, Клюева Елена Викторовна, Дёмкина Любовь Вениаминовна. Учителя этого методического объединения активно занимались самообразованием, изучали методические новинки и опыт лучших педагогов страны, а затем успешно применяли на своих уроках технологию модульного обучения, ролевые игры, работу в парах и др., новые способы и приёмы контроля за усвоением знаний (например, графический диктант, формы взаимоконтроля и т.д.), освоили методику проведения интегрированных уроков (биология – география, биология – химия). Давались открытые уроки, анализировались эффективные методические приёмы, со своими методическими находками выходили на единый методический день школы, а также на районные методические объединения для учителей школ города и района. Учителя этого ШМО получали отличные отзывы у коллег. Выпускные экзамены показывали очень хорошее качество до 80%, учащиеся сдавали экзамены на «4» и «5». В 90-е годы на всех районных олимпиадах наши школьники занимали призовые места, успешно выступали на областных олимпиадах и экологических конференциях, защищали исследовательские проекты. Перед началом изучения химии учителя Петренко И.Г. и Дёмкина Л.В. проводили занимательные занятия – посвящение в предмет, сопровождая интересными химическими опытами, приводящими детей в восторг. В составе школьного методического объединения иностранных языков в 90-е годы работали Инёшина Л.В., Шапошникова Ольга Яковлевна, Корзенникова Оксана Геннадьевна, Ярыгин Алексей Ал.. Ляпунова Вера Михайловна. В эти годы возник большой спрос на изучение английского языка, его желали изучать большинство учеников. В школе появились кадровые проблемы. И спешно, несмотря на это, учителя охотно делились опытом, участвовали в работе районного методического объединения. Ежегодно учащиеся старших классов  успешно выступали на районных олимпиадах.
         На базе школы дважды проводился  семинар директоров и завучей школ района. Отзывы об открытых уроках Хорошевой Л.П., Бузмаковой Р.З., Докучаевой Л.А., Бушмагиной В.В., Петренко И.Г., Кулебякиной Т.Н., Мозалевской И.В., Дёмкиной Л.В., Тушминского А.А., Пешковой Л.В. и др. были очень хорошими. Большую помощь в подборе методической литературы для завучей и учителей школы оказывала наш библиотекарь Ольга Ивановна Тирская. Всегда доброжелательна, внимательна к просьбам учителей она, находясь в тесном контакте с библиотекарями других школ доставляла необходимую методическую литературу, делала обзор методической литературы на заседаниях методобъединений. В те годы Тирская Ольга Ивановна проводила диспуты по прочитанной книге с учащимися разных классов, делала подборку литературы для родительских собраний и классных часов, проводила уроки внеклассного чтения.                      Для полного усвоения программы по физике и химии необходимы были опыты, лабораторные работы и уроки-практикумы. Неоценимую помощь учителям оказывала Лукьянова Зинаида Иннокентьевна, много лет работающая лаборантом в школе. Её компетентность, аккуратность никогда не подводили учителей Тушминского А.А. и Петренко И.Г. Ответственно подходила к работе: недостающие реактивы и приборы она приносила из других школ, предварительно договорившись с учителями, водород самостоятельно приносила с метеостанции аэропорта.                                                                                                                 Итог методической работы проводился в конце учебного года на расширенном (большом) педсовете. Каждый руководитель ШМО отчитывался о проделанной работе, представлял обобщённый опыт учителей. Здесь же вырабатывались рекомендации по внедрению и использованию наиболее эффективных, результативных методов, способов, приёмов для учителей в дальнейшей работе с учащимися.                                       Трудно было работать в девяностые учителям – заметно менялась психология родителей, а значит и детей. Менялось отношение к школьному образованию. Несмотря на это педагоги школы продолжали учить, развивать и раскрывать таланты и способности учеников, вовлекая  каждого ученика в большую, насыщенную и интересную жизнь школы.                                                        Все традиционные мероприятия, праздники, тематические вечера, рабочие и торжественные линейки организовывались и проводились совместно с классными руководителями организаторами и завучами по воспитательной работе Чертовских Ольгой Николаевной и Дядиной Светланой Николаевной. Ежегодно в школе проводили встречу с выпускниками школы. В 1991 году прошла памятная встреча с выпускниками 1941 года. Это легендарный выпуск, ученики которого ушли на фронт, началась Великая Отечественная война. Во главе с Куницыным Григорием Ивановичем, золотым медалистом 1941 года выпуска приехали на встречу 6 человек. На вечере трогательными и памятными были воспоминания и напутствия выпускникам 1991 года.                                  В IV четверти готовился очень серьёзно День самоуправления. Учащиеся относились к этому ответственно, тщательно готовились к проведению уроков. В конце Дня самоуправления проводился большой педсовет с учителями и учениками, проводившими уроки. Анализировались  уроки, отмечались трудности и удачи, обсуждалась эмоциональная сторона ведения урока учеником. Цель проведения Дня самоуправления – приобретение навыков управления коллективом, умение налаживать обратную связь, владеть собой, почувствовать педагогическую жилку. Обычно это был эмоционально – яркий педсовет.                                                  В 90-е годы учащиеся школы ежегодно помогали на полях госсортоучастка ухаживать за рассадой овощей, убирать урожай, зарабатывая овощи для школьной столовой. Вместе с учениками работали  учителя и классные руководители.                                                                                      Традиционным был школьный, а затем и общегородской смотр песни и строя, который проводили к 23 февраля. Весь февраль шла подготовка к смотру: готовилась форма какого-либо рода войск, строевая песня, оттачивался парадный шаг, мастерство сборки и разборки автомата, готовились ответы на вопросы специальной викторины и в спортивных состязаниях. Это был большой праздник, который готовили классные руководители 1 – 11-х классов и учителя НВП (Фетисов И.П. ) и физкультуры (Тетерина Г.Г.)                                                                                                                                   Традиционно проводилась военно-спортивная игра «Зарница», лыжные гонки и осенне-весенние кроссы. Школа активно участвовала во всех  районных спортивных соревнованиях. Ежегодно проводился школьный, а затем и районный туристический слёт. В 1992 году школьная команда, как победитель, защиала честь Киренского района на областном туристическом слёте. Руководители команды Тушминский А.А. и Сафонова И.С. Активную подготовку к турслёту проводили Попов А. А., Тушминская Н.А., Сафонова И.С., Клюева Е.В.. Тушминский А.А., Дёмкина Л.В., Верхотурова Н.Г., и учителя физкультуры Тетерина Г.Г. и Данилов О.                                                       Благодаря классным руководителям и завучам по воспитательной работе в течение всего  учебного года учащиеся школы не забывали ветеранов войны – помогали убирать снег, складывали дрова,  посещали их дома с поздравлениями и подарками к праздникам, приглашали на встречи и классные часы. А к 9 мая ежегодно готовилась большая праздничная программа, на которую приглашались ветераны войны и ветераны школы. Звучали песни военных лет и современные песни, читались стихи. Готовила концертную программу учитель музыки Антипина Ирина Геннадьевна совместно с организаторами. Музыкальное сопровождение было профессиональным, качественным. Антипина И.Г. вела большую внеклассную работу, её школьный вокальный ансамбль был украшением многих праздников, торжественных мероприятий, тематических вечеров в школе и городе. Все мероприятия проходили душевно и празднично.                         В конце 90-х годов психологом в школе работала Карнопольцева Наталья Михайловна. Находясь в тесном контакте с классными руководителями, проводила в разных классах классные часы, на которых использовала методы психологической диагностики с помощью ролевых игр и других форм, учила детей узнавать себя, поведению в коллективе в той или иной ситуации. Учащиеся включались в работу, эти занятия были очень интересны и поучительны. На родительских собраниях психолог проводила беседы, предлагала решить различные ситуативные задачи, помогала их решать  и профессионально комментировала, давала рекомендации. При подготовке различных общешкольных, городских и районных мероприятий Наталья Михайловна Карнопольцева всегда была хорошим помощником завучам и классным руководителям.      В IV четверти на протяжении всех 90-х годов в школе проводился большой торжественный праздник «За честь школы», на котором чествовали учащихся, достигших особых успехов в учёбе, олимпиадах, спорте, лидеров в общественной жизни школы. Ведущие посвящали им стихи, классные руководители находили тёплые слова, рассказывая о достижениях учеников. Детей награждали грамотами и небольшими призами.
         На всех праздниках, вечерах и памятных датах в те времена выступали школьники, конечно, под руководством завучей по воспитательной работе. Ведь была одна из главных целей у учителя – развить способности ученика и раскрыть его талант. И, несмотря на негативные изменения, происходящие в девяностые в стране, целью каждого педагога было не только научить читать, писать и считать, но воспитать личность, разносторонне развитого человека, способного адаптироваться в обществе и принести пользу своей стране.
         Администрация школы в лице директоров с 1990-го по 2005 г.г. Попова А.Н., Кандаурова А.Л., Карповой В.С., заведующих учебной работой Зуб Г.Л., Петренко И.Г., Тушминской Н.А., заведующих воспитательной работой Чертовских О.Н., Дядиной С.Н. чувствовали поддержку со стороны учителей школы. Педагоги школы не только хорошо выполняли свою работу, совершенствовали своё мастерство, занимались самообразованием, но участвовали на учительских турслётах, в конкурсе «Учитель года» (Дядина Светлана Николаевна – Приз зрительских симпатий, II место).  Ещё и готовили конкурс «Ученик года» (Хамова Ксения, ученица 10 класса , I место на областном конкурсе «Ученик года», классный руководитель Верхотурова Надежда Георгиевна). Команда учителей школы успешно выступала в районной спартакиаде в лыжных гонках, кроссах и спортивных соревнованиях по волейболу и настольному теннису. До сих пор в школе работают педагоги из 90-х. Им ещё рано уходить на заслуженный отдых.


         Сейчас другое время. Другая страна. Другие ученики и другие родители. Учителям трудно было перестраиваться и осваивать новое после различных реформ в образовании. Но они мастера своего дела – они из тех 90-х – не предали, не бросили, не ушли. Это Пешкова Л.В., Бузмакова Р.З., Петренко И.Г., Корзенникова О.Г., Мозалевская И.В., Ляпунова В.М., Иванова Т.Г., Дёмкина Л.В., Карнопольцева Н.М., Скорнякова Е.Д., Ляпунова Н.И. Теперь они передают свои знания и опыт, методическое мастерство и душевную теплоту вновь прибывшим молодым учителям.
         Педагоги, работающие в те сложные девяностые годы двадцатого века теперь законные пенсионеры. Они верят, что школа и весь обновлённый молодой коллектив живёт насыщенной творческой жизнью под руководством молодого директора – выпускницы 1989 года нашей же школы Корзенниковой Оксаны Геннадьевны, продолжающей трудное, но благородное дело, которому посвятил свою жизнь её отец Корзенников Геннадий Павлович, семнадцать лет возглавлявший школу в 70-е – 80-е годы XX века.

                                       Нэля Александровна Тушминская,

                                       заместитель директора по учебной работе в 90 –е г.